Премьера оперы «Русалка» на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко

26 июня 2024 г. на сцене на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Даргомыжского «Русалка» в постановке художественного руководителя и главного режиссера театра Александра Тителя. В этом спектакле Дмитрий блистательно исполнил партию Мельника. Партнерами Дмитрия на сцене стали Елена Гусева (Наташа), Владимир Дмитрук (Князь), Екатерина Лукаш (Княгиня). За дирижерским пультом стоял музыкальный руководитель постановки Тимур Зангиев.

ПРЕССА:

«Особые слова хочется адресовать двум артистам, которые оказались настоящими звездами спектакля: Дмитрий Ульянов в партии Мельника и маленькая Ванда Парий в роли Русалочки. Ульянов — грандиозный Мельник. Диапазон от комического старика в первом акте до трагического безумца во втором — это высший актерский и вокальный пилотаж. .»

— Екатерина Кретова (mk.ru, 27.06.2024)
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Rodionov_IMGP4125-e1719502810771-1024x683.jpg

«Сцена, в которой Мельник является уже сумасшедшим, воображающим себя вороном, принадлежит сокровищнице мирового оперного репертуара, и Дмитрий Ульянов проводит ее блистательно. Он вообще царствует на сцене — деловитость героя в первых сценах (каждое мелкое движение будто лично со Станиславским проработано: как он восторженно оценивает камни на подаренной Князем головной повязке — кажется, сейчас вздохнет «моя прелес-с-сть») сменяется медицински точной картиной безумия. Особое впечатление производят сосредоточенность Мельника и его внезапная экспансивность — вот только что был, кажется, безвредным бродягой, что-то проговаривающим почти без интонации, а вот— кидается на Князя, и только слуги спасают того от верной смерти.» 

— Анна Гордеева (ТАСС, 27.06.2024г.)

«Самый неординарный образ в опере «Русалка», самый желанный для певцов – Мельник. Пытаюсь вспомнить что-то сравнимое по глубине и парадоксальности в европейской оперной литературе для баса – и не могу! Ну разве если бы Верди «поженил» своего сэра Джона Фальстафа с уничтоженным Королём Лиром.

Мельник открывает Первое действие большой хитовой арией: «Ох, то­то все вы, девки молодые, посмотришь, мало толку в вас». Первое впечатление от Мельника – Дмитрия Ульянова, которого знаю и уважаю давно — а не посветлел ли его центральный бас? И сам отец дочки-невесты уж больно молодой!

Но после пошли в партии крайние низкие тёмно бархатные ноты, началось разнообразие тембровых оттенков, кульминации, перекрывающие тутти оркестра, игра словом при безупречной дикции. В этом Мельнике было всё: и расчётливое мужицкое лукавство, и подтрунивание над влюблённостью дочери, и заискивание перед богатым хахалем. Потом –обида на укоряющую его дочь: «твои упрёки сносить нет силы, они в могилу сведут отца!»

Большая сцена-дуэт Князя и Мельника в III действии, где постаревший на 12 лет, полубезумный от потери дочери старик то узнаёт «зятя», то воображает себя Вороном, проведена Дмитрием Ульяновым без гротескных клише, без лишних «птичьих» движений. Повзрослел он не только внешне (спасибо гримёрам), но и голосом. Сквозь иногда тривиальные мелодические обороты сумел донести горе теряющего рассудок человека. Проникновенно прозвучали строки, что в студенчестве вызвали смех: «Да, стар и шаловлив я стал, за мной смотреть не худо…» А ведь как это верно, про старческую шаловливость! Кто досматривал близких с деменцией – поймёт!

И грозным трубным гласом в финале картины: «Спасибо, не хочу идти в твой терем я, заманишь, а потом, пожалуй, и ожерельем удавишь меня»

Верю, такой объёмный, совершенный вокально и сценически образ, сделанный Дмитрием Ульяновым, останется в истории исполнительства через запятую после Мельников Фёдора Шаляпина и Алексея Кривчени.»

Татьяна Елагина (classicalmusicnews.ru)

«Дмитрий Ульянов — мельник. Партия, в которой блистал не кто-то, а сам Федор Иванович Шаляпин. Когда его дочь топится в реке, мельник сходит с ума, начиная утверждать, что он превратился в ворона. Ульянов вместе с режиссером так решают эту роль, что не ясно: то ли мельник сошел с ума, то ли просто ушел ото всех — мол, не мешайте, не в себе я. Мощнейший получается характер. Как и все персонажи этого спектакля — неоднозначный. Здесь над любой судьбой надо раздумывать, что, согласитесь, не так часто бывает в опере.»

— Андрей Максимов (rg.ru, 30.06.2024г.)

«Отдельно хочется отметить исполнителей: Дмитрий Ульянов, который, на мой взгляд, является самым роскошным басом нашего поколения, блистательно справился с партией Мельника. Его выступление стало настоящим подарком: великолепная фразировка, тонкая актерская работа и мощное вокальное исполнение.»

— Мария Митина (The Art Of Opéra)

Все фото — Сергей Родионов