Обзор прессы. М.П. Мусоргский «Хованщина». Женева март 2025г.

Дорогие друзья!

Предлагаем Вашему вниманию обзор критических публикаций на оперу М.П. Мусоргского «Хованщина» в постановке Каликсто Биейто. Спектакли в Большом театре Женевы состоялись 25, 27 и 30 марта, 1 и 3 апреля 2025г.

«В актерском составе, безусловно, выделяется яркая и энергичная игра Дмитрия Ульянова, вокальная пышность Хованского столь же резка, сколь и впечатляюща. Он уже проявил себя в двух последних постановках Каликсто Биейто («Война и мир», «Леди Макбет Мценского уезда»), демонстрируя замечательную технику как в плане вокального исполнения, так и актерской работы.»

«В исполнении Дмитрия Ульянова образ Ивана Хованского обретает внутреннюю мощь и психо-натуралистическую многогранность. Перед нами предстаёт не спятивший властолюбивый фанатик-милитарист, но заложник собственного статуса и неосторожной самоуверенности. Трагизм И. Хованского не в том, что он хочет власти, а в том, что он искренне не сомневается в своём праве на неё. Он уверен, что власть в России положена ему по сословной принадлежности к знатному роду и на основании прошлых военных заслуг перед отечеством. Коллизия в том, что действительно ни одного возражения этим установкам главного героя «Хованщины» ни найти, ни придумать не получается. Иван Хованский по-своему прав, но он проигрывает. И русский бас Дм. Ульянов показывает, как и почему это происходит.
Вокальными красками в сочетании с убедительностью актёрских приёмов Ульянов разворачивает панораму невыносимого характера своего героя, его неуправляемости и социального одиночества. Снисходительная жалость И. Хованского к Эмме выглядит брезгливой сентиментальностью, а паясничание в сложнейшем диалоге с Голицыным неожиданно выливается в звериную агрессию. Певец создаёт исчерпывающий образ человека, обречённого на гибель собственным неумением договариваться и учитывать интересы своих союзников. Глубокая и страшно актуальная работа.»

  • Александр Курмачёв, (belcanto.ru, 28.04.2025)

«Огромная сила этой постановки — славянские голоса с их непревзойденной фактурой и подачей. Мы будем говорить не только о прекрасном пении, но и о пении выразительном, интенсивном, пылком.
На переднем плане — мощный бас Дмитрия Ульянова, изображающего брутального, вульгарного, приземленного предводителя стрельцов Ивана Хованского, впечатляющего с первой же фразы: «Дети мои, Москва и Русь в погроме великом…». На сцене этого театра он был Кутузовым из «Войны и мира» Прокофьева и Борисом из «Леди Макбет» Шостаковича (первые две части русской трилогии Каликсто Биейто в Женеве), и его мощный, очень глубокий голос, его резкость показывают его персонажа как наемника, сеющего страх одним своим животным присутствием, того, кого народ прославляет как «белого лебедя»…»

«И потом, в этом спектакле определенный, исключительный актерский состав. Дмитрий Ульянов, обладающий задатками лучшего русского баса, воплощает в Хованском вульгарного, пузатого фавна в берцах.»

  • Николя Пуансо, (24heures, 26.03.25)

«Хованщина», достойная этого названия, была бы неполной без славянского состава актеров, и Женева предлагает нам поистине замечательный состав. Центральная фигура, Князь Хованский, в исполнении русского баса Дмитрия Ульянова просто поражает ужасом! Он — мстительный великан-людоед, который рычит как тигр, но не теряет при этом своей музыкальности.»

  • Николя Д’Эстьен Д’Орв (transfuge.fr, 26.03.25)

«В вокальных партиях естественно доминирует славянский состав. Прежде всего следует упомянуть русского баса Дмитрия Ульянова, который воплощает князя Ивана Хованского как мощного человека, эгоиста и наслаждающегося жизнью.»

«Лидер стрельцов князь Иван Хованский – Дмитрий Ульянов, чья виртуозная дикция сочетается с массивной физической статью – выглядит одновременно и как босс мафии, и как вышибала московского ночного клуба, в своем спортивном костюме, золотой цепочке и волосами до плеч, зачесанными назад гелем. Он не видит ловушки, которая смыкается вокруг него, и спровоцирует свой жестокий конец, действуя как кровожадный бандит, жаждущий удовольствий.»

«В вокальном составе доминирует бас Дмитрий Ульянов, чей объемный, благородный голос, с характерным тембром, полноценно олицетворяет образ Ивана Хованского.»

«Прежде всего, следует отметить баса Дмитрия Ульянова (князь Иван Хованский) — неукротимого сценического зверя с мощным, звучным, хорошо поставленным голосом, максимально точно играющего пошлость, бесстыдство и пьянство. Он с радостью выходит на сцену.»