6 апреля в парижской Опере Бастилии состоится премьера оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В роли купца Бориса Тимофеевича Измайлова — солист Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Дмитрий Ульянов. Со знаменитым басом встретился корреспондент «Культуры».
культура: Несколько лет назад партию в «Леди Макбет» на Зальцбургском фестивале Вы расценили как «необычайный подарок судьбы». Сегодня воспринимаете ее так же?
Ульянов: Пока не знаю. В Зальцбурге все удачно сложилось — замечательно принимала публика, были хорошие отзывы. А как сейчас будет, неизвестно.
культура: Какое прочтение предлагает польский маэстро Кшиштоф Варликовский, известный нестандартным подходом к классике?
Ульянов: Кшиштоф перенес действие в наши дни. Обострил до предела отношения между героями, довел их до полуживотного состояния. Усилил страсти так, что порой становится страшно. Измайлов — олигарх со своими желаниями, радостями и горестями.
культура: Шостакович узнал бы свое детище?
Ульянов: Думаю, да. И одобрил бы.
культура: Опера — искусство элитарное, доступное только для подкованной публики. Надо ли ее непременно популяризировать, нести в массы?
Ульянов: Одно из предназначений оперы — поднимать общий культурный уровень. Так что ее нужно популяризировать. Вопрос в том, готовы ли люди к этому. Если человек не дозрел, то сколько ни пытайся доказать, что опера лучше, чем хип-хоп или рок-культура, убедить его будет сложно. Но такие попытки делать необходимо.
культура: Некоторые критики отмечают «голливудизацию» оперы, ее превращение в шоу. Согласны?
Ульянов: Все развивается, и опера — не памятник, не монумент, она претерпевает изменения. Поиск необходим, но надо сохранять классическую базу. Что касается «голливудизации», то не знаю, как к этому относиться. Все имеет право на существование — вопрос, в каких рамках и в каких объемах. Но главенствующей должна оставаться музыка.
культура: Сегодня оперу, по остроумному замечанию одного эксперта, слушают глазами, а не ушами.
Ульянов: Мне так не кажется. Визуальный ряд, конечно, важен, но человек приходит слушать музыку. Опера — синтетический жанр. В ней сошлись и драматическая составляющая, и музыкальная. Это сложное блюдо. Когда в мишленовском ресторане подают изысканное кушанье, ты же не будешь разбирать его по ингредиентам, пытаясь понять, как оно сделано. Так и тут.
культура: Выигрывает ли «Борис Годунов», когда действие переносится в наши дни?
Ульянов: Трудно сказать. Во всем должна быть золотая середина. Будь я директором Большого театра — что невозможно — выпустил бы двух «Годуновых». На Исторической сцене — классического, с костюмами. А на Новой — современную постановку.
культура: Сегодня редкий спектакль обходится без обнаженной натуры — как женской, так и мужской…
Ульянов: Я тоже на это обратил внимание. Есть формула хорошей немецкой постановки: на сцене обязательно нужно обнажиться, пролить кровь и совершить страшное убийство. Может, в этом и заключается та самая «голливудизация»?
культура: Меломаны задаются вопросом, есть ли будущее у оперы и какое оно.
Ульянов: Будущее, несомненно, есть, но какое — ответить не берусь. Я за то, чтобы сохранить живое звучание оперы, несмотря на все попытки ее оцифровать. С одной стороны, это ведет к популяризации — идут трансляции в кинотеатрах; с другой — превращает оперу в кино 3D. Людям как бы говорят: «Опера пришла в ваш дом, берите попкорн, садитесь — вот вам звук, вот артист открывает рот и на пол-экрана видно, какая у него пломба». Ей это во вред. Когда в нью-йоркской «Метрополитен» начали устраивать кинотрансляции, зрители исчезли из зала. Но, повторю, опера будет жить, и ее невозможно подменить ничем другим. Она проявление духа, любви. Где еще услышишь такую музыку?
культура: А YouTube для оперы — благо или зло?
Ульянов: Все сложно… С одной стороны, благо, потому что все становится доступно. С другой — качество оставляет желать лучшего. У меня есть свой канал, куда команда выкладывает какие-то записи, но мы ведем строгий отбор.
культура: Режиссер и дирижер обычно живут как кошка с собакой, — утверждает известный постановщик Андрей Щербан. Не преувеличивает ли он?
Ульянов: Режиссер делает свою мизансцену, а дирижер ему говорит: «Нет, мне нужно совсем не так». Певцу было бы лучше, если бы оба ушли в уголок и не мешали петь. Поэтому на сцене всегда происходит интересный процесс. Каждый отвоевывает свое место, а певец пытается выжить между режиссером и дирижером.
культура: Публика ходит прежде всего на голоса?
Ульянов: Необязательно, она идет на личность. Это может быть как певец, так и режиссер. Например, Дмитрий Черняков, который сейчас находится на огромном взлете. Когда слышишь о его новой постановке, сразу же хочется пойти посмотреть. То же самое и с исполнителями. Когда появляется фигура масштаба Ани Нетребко, Оли Перетятько или Ильдара Абдразакова, спектакль котируется выше. На неизвестного артиста никто не пойдет.
культура: Не умоляя больших достижений Чернякова, нельзя не вспомнить, что на недавней парижской премьере оперы Берлиоза «Троянцы» половина публики ему рукоплескала, другая — букала.
Ульянов: Черняков всегда вызывает абсолютно противоречивые чувства — часть публики его освистывает, а другая — аплодирует. Может, в этом специфика восприятия его спектаклей?
культура: Не мешает ли отечественной опере тот факт, что Россия –«балетоцентричная» страна?
Ульянов: Я много лет служу в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, сейчас работаю и в Большом — и такого не замечаю. Есть две параллельные вселенные. В последнее время в наших двух театрах всегда ажиотаж, полные залы. Среди публики есть балетоманы и опероманы — это вопрос предпочтения.
культура: Несколько лет назад Вы сказали, что лучшие оперные голоса — в России. Вы по-прежнему так считаете?
Ульянов: Видимо, я имел в виду русскую музыку. Кто лучше нас может ее спеть? В России очень хороша сама вокальная природа, много талантливых ребят. Если раньше мешал «занавес», то сейчас есть возможность выйти на мировую арену. Посмотрите, сколько у нас певцов, которые делают на Западе успешную карьеру, уровня Ани Нетребко.
культура: У нас любят обожествлять искусство во всех его ипостасях.
Ульянов: Голос — дар божий. Важно это осознать и подчинить ему всю жизнь. В какой-то степени ты становишься заложником этого дара. Хочешь или нет, но ты обязан вернуть «долг» своим трудом, упорством, любовью к музыке.
культура: Наша отечественная школа не размывается под мощным напором глобализации?
Ульянов: Нет. У нас есть очень сильные традиции, которые надо сохранять. Есть, конечно, проблемы с образованием, с подготовкой. Старые педагоги уходят, поэтому им на замену должны приходить новые мастера.
культура: Вы исполнили множество замечательных партий. Оставляют ли они след на Вашем характере?
Ульянов: У меня процесс выхода из роли очень трудный, особенно если это Борис Годунов, с которым проживаешь на сцене целую жизнь. Порой непонятно, вышел ли ты из образа или все еще в роли. После спектакля никогда не могу уснуть, прихожу в себя целые сутки. Иногда после «Бориса» у меня даже ноги не идут.
культура: «И мальчики кровавые в глазах…»
Ульянов: До этого, слава Богу, не доходит (смеется). Но душевные силы приходится серьезно восстанавливать.
культура: «Мадам Бовари — это я», — повторял Флобер. А Ваш Годунов, Кутузов или Пимен — это тоже в какой-то мере Вы?
Ульянов: При всех попытках перевоплощения по Станиславскому, все равно не можешь на сто процентов изменить себя. Но для меня важно в роли убрать самого себя. Для меня, как артиста, самый огромный комплимент, когда после спектакля меня не узнают и с удивлением спрашивают: «Это вы пели Кутузова? Не может быть!»
культура: Успех кружит голову?
Ульянов: Он важен, но суть не в нем, а в любви к музыке. Конечно, без успеха работать трудно. Приятно, когда тебя ценят. Но я пришел в профессию не для того, чтобы получать цветы. Мне важно прикоснуться к таинству музыки, делиться этим ощущением с другими.
культура: Насколько я понимаю, в Вашей творческой судьбе огромную роль играет жена.
Ульянов: Мы вместе с Еленой двадцать лет — она мой тыл, опора и поддержка. Елена прежде всего замечательная пианистка, работает в Академии Гнесиных на вокальной кафедре и на кафедре дирижеров. У нас с ней творческий тандем — мы постоянно в работе, разучиваем все новые партии.
культура: Басы дружат между собой или каждый сам по себе?
Ульянов: Конечно. Конкуренция существует, но она уходит, когда видишь рядом профессионала. Басы, быть может, не очень открыты миру. Мы серьезные, основательные мужики. Это тенорам лишь бы погулять (смеется). Но лучший Дон Жуан — это бас. Я и сам пел эту партию. Так что еще вопрос — кто настоящий Дон Жуан.
культура: Вы дебютировали в юношеском возрасте в драматическом театре. Не хотелось бы вернуться или попробовать себя в кино?
Ульянов: Соблазн есть всегда. Когда я пришел в оперу, то понял, что это гораздо более мощный драматический жанр, чем театр. Но вот в кино мне было бы интересно попробовать — у Кончаловского, Михалкова, Лунгина.
культура: Дмитрий Шостакович и Евгений Светланов были страстными футбольными болельщиками. Вас эта игра увлекает?
Ульянов: Я тоже фанат — «нет в стране у нас пока команды лучше ЦСКА».
Когда есть возможность, бегу на стадион. Сам мальчишкой стоял на воротах. Тренеры, которые смотрели дворовые команды, хотели даже меня взять в школу, но не сложилось. С тех пор я болею еще и за голкиперов. И за армейцев начал болеть, как только в команде появился молодой Игорь Акинфеев.
культура: Что Вы ждете в творческом плане от завтрашнего дня? «В надежде славы и добра гляжу вперед я без боязни»?
Ульянов: Только новых ролей, новых площадок и интересных проектов с замечательными дирижерами, режиссерами. У меня сейчас много русских ролей. Пока еще не спел Мефистофеля в «Фаусте». Интересно прикоснуться к вагнеровским ролям типа короля Марка в «Тристане и Изольде». Хотелось бы побольше вердиевских героев, например, Захарию в «Набукко». Предстоит огромная работа над партией Кочубея в «Мазепе». В мае у меня несколько спектаклей в Москве — «Лючия ди Ламмермур» и «Сказки Гофмана» в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, а в июне — Филипп в «Дон Карлосе» в Большом. В Париж вернусь в конце нынешнего года с «Князем Игорем». Женя Никитин (бас Мариинского театра. — «Культура») споет заглавную партию, а я — князя Владимира Галицкого.
Фото на анонсе: dmitryulyanov.ru
03.04.2019
Юрий КОВАЛЕНКО, Париж